С наступлением осени на вторичном рынке
загородного жилья – оживление. Но это только в сравнении с летним
затишьем и весенним застоем: по-прежнему востребованы либо самые
дешевые предложения, не больше 1 млн рублей, либо эксклюзивные – дороже
15 млн, причем, последних – всегда немного, равно как и тех самых
эксклюзивных покупателей.
Надо отметить, что жизнь на вторичном загородном
рынке почти не останавливалась. Что-то могло продаваться не так бойко,
чем в прежние годы, но все-таки сделки по домам в поселках и
садоводствах имеют годовую статистику. В сравнении с рынком строящихся
коттеджных поселков, где продажи носили единичный характер, а
большинство девелоперов уж год как бросили попытки строить на участках
и начали торговать землей.
«Основной тенденцией на вторичном рынке загородных
домов стало общее снижение числа реальных сделок примерно на 20%, -
отмечает руководитель направления загородной недвижимости агентства
«Прогаль» Людмила Юшина. - Часть спроса на участки и жилые дома ушла в
сегмент садоводств, - как просто участков в садоводствах, так и
собственно дач. Они более дешевые и, главное, в них уже сегодня можно
жить».
Сегодня дачный дом уже не рассматривают как сезонное
жилье: по статистике «Прогаля», до 80% домов в садоводствах не имеют
четкой сезонности, а, скорее рассчитаны на круглогодичное проживание.
Отсюда – нормальная здоровая конкуренция и с домами в поселках «с
пропиской», и со строящимися коттеджными поселками. Покупатель за время
кризиса отвык ждать и вкладывать: в основном ищут объекты с наименьшими
недоделками и дополнительными расходами. Недострой непопулярен. А пока
это так – у домика в садоводстве еще долго не будет конкуренции.
«С начала осени рынок несколько оживился, хотя все
равно он «вялый» по сравнению с прошлыми годами, - отмечает менеджер
департамента загородной недвижимости компании «Петербургская
Недвижимость» Татьяна Боровик. - Самый активный спрос, как и летом, -
на дешевые дома стоимостью до 1 млн руб. Однако есть и хорошие сигналы,
например, продавцы уже готовы идти навстречу покупателям и снижать
цену. Ненамного, но – готовы».
До основанья, а затем
Год на загородном рынке начинался непросто: сначала
цены, еще подогреваемые спросом, взлетели до заоблачных высот, но на
отметке 1,5 млн рублей за минимальный домик с условными «шестью
сотками» спрос замер.
«В начале года было резкое уменьшение числа
предложений: продавцы намеренно придерживали объекты «до лучших
времён». Этот процесс наблюдался по всем сегментам, кроме коттеджных
посёлков. Также наблюдалось снижение спроса у покупателей в надежде на
падение цен», - говорит менеджер отдела загородной недвижимости ООО
«Александр» Наталья Тушина.
«Был момент, по весне, когда спрос даже на самый
низший ценовой сегмент остановился, - замечает главный аналитик ГК
«Бюллетень недвижимости» Сергей Бобашев. - Очевидно, затем продавцы
очнулись, осознав, что ценообразование не вполне отвечает здравому
смыслу, - и начали снижать цены. С точки зрения функциональности и
качества жилье за городом сегодня, мягко говоря, весьма далеко от
идеала, поэтому так высоко поднимать ценник на него нет оснований. К
счастью, складывается тенденция пересмотра взглядов на загородное жилье
как таковое. И как свидетельство - наблюдается снижение цены на 40-50%».
Наиболее мобильными в кризис оказались садоводства:
как только дома здесь упали в цене в 1,5-2 раза, спрос вернулся. Лидеры
по части сделок, по данным «Прогаля», в этом году были все те же:
традиционные Выборгский и Всеволожский районы. Много сделок было в
Кировском, Тосненском и Гатчинском районах, где сосредоточено огромное
количество садоводческих массивов.
Людмила Юшина отмечает рост спроса, в сравнении с
прошлым годом, и на более отдаленные районы Ленобласти: Волховский,
Сланцевский, Киришский и Лужский: «Хотя в последнем эта тенденция была
не так заметна, поскольку продавцы здесь «задрали» цены», - уточнила
она.
Наталья Тушина выделила Кировский район как лидера
по сделкам с домами в садоводствах, а по продаваемым участкам отметила
Приозерский. В Гатчинском районе покупателей интересовали жилые дома в
поселках. По ее словам, были востребованы именно дома с участками, для
постоянного проживания, приобретаемые с продаж квартир. Разумеется,
основную роль в покупательских предпочтениях играет цена: чем цена ниже
- тем сделка предпочтительнее.
Непопулярный «середняк»
Серьезный провал продаж, по данным АН «Александр»,
случился в среднем ценовом сегменте: от 3 до 10 млн рублей. И тут
тенденции схожие как на вторичном, так и на первичном рынке за городом:
везде берут либо очень дешевое и близкое к готовности – либо штучное и
элитное, свыше 15-17 млн рублей за дом с землей.
«Наиболее популярны в течение года были предложения
на дома с пропиской в диапазоне от 0,75 млн рублей до 1,2 млн рублей, -
отмечает Людмила Юшина. - По сравнению с тем же периодом 2008 года
прирост покупок в этом ценовом диапазоне - на 10%. В сегменте дач
востребованы были предложения до 1,2 млн рублей (здесь прирост 16%).
Если прежде пользовались спросом участки по цене 1,2 - 4 млн рублей, то
теперь покупаются те, что стоят либо до миллиона, либо дорогие – но в
ближних к городу районах, с коммуникациями и интересным
расположением».
Земля и стройка
Еще один сегмент вторичного загородного рынка,
определяющий его конъюнктуру, – это земля. С землей в этом году все
происходило совершенно иначе, чем с домами. «Участков много напокупали
до кризиса как частные инвесторы с целью дальнейшей перепродажи, так и
девелоперские компании – либо для будущих проектов, либо просто так,
«чтоб была», - говорит Сергей Бобашев. - Сегодня многие из них ждут,
когда кризисная ситуация выправится. И что характерно, шквала вторичных
продаж участков нет: ведь цена на них только падала, а зачем продавать
на падающем рынке. Единственное, на что отмечался спрос – это на
участки с дисконтом 70% от докризисной цены. Часть продавцов
действительно могла дать такой дисконт, если это были участки,
купленные 5-7 лет назад по смешным ценам».
Таким образом, рынок земли загородом сегодня
непосредственно связан с деятельностью девелоперов. «Появился сегмент
«вторичка» в «первичке», - отмечает Людмила Юшина. - Мы продаем участки
от владельцев в коттеджных поселках, которые выставляются на продажу по
разным причинам. Это и разочарование в проекте поселка, и нехватка
средств на строительство дома, который не выбивался бы из общего
проекта поселка, и т.п.».
Однако, если земля рано или поздно будет
продаваться, - по каким-нибудь ценам, то судьба строящихся и даже
некоторых достраиваемых коттеджных поселков малопредсказуема.
По словам Сергея Бобашева, коттеджные поселки – это
рынок, который задолго до кризиса был перегрет, и к началу кризиса там
сформировался откровенный застой. Все, кто имел деньги и хотел себе
что-то купить, давно это сделали. Учитывая, что минимальная цена
предложения в строящихся поселках давно не снижалась с 4 млн рублей за
эконом-класс (поселок «Новая Ижора», и т.п.), т.е. была выше стоимости
городской квартиры, - предложение это никогда не было рассчитано на
среднего покупателя. А новых богатых покупателей за последние 1,5-2
года не появлялось. Таким образом, за городом сформировался огромный
пласт нереализованных проектов бизнес-класса, которые просо некому
продать и с которыми нужно что-то делать.
«Сегодня многие поселки бизнес-класса переживают
всевозможные реконцепции, другие продают просто землю либо же
замораживают проекты до лучших времен. Более-менее неплохо выживает
сегодня сегмент элитного загорода и эконом-класс. А предложение в
диапазоне 5-15 млн рублей – наиболее проблемный сегмент, и он,
разумеется, не выдерживает никакой конкуренции ни со «вторичкой», ни с
домиками в садоводствах, - говорит Сергей Бобашев. - Люди, которые и
готовы что-то покупать в новом поселке, смотрят на предложения не
дороже 3-4 млн рублей. Спасти положение строящейся загородной
недвижимости сможет только вывод на рынок принципиально новых
продуктов, либо принципиальное перепозиционирование уже начатых
проектов. В остальном, сегодняшние коттеджные поселки бизнес-класса –
это тупиковый путь».
Игроки строящегося загородного рынка это вполне
понимают и принимают меры. В большей степени, ситуация благоприятствует
тем, кому удается продавать землю с подрядом или с готовыми домами,
пусть и дорогими - но в хорошем месте.
«У нашей компании сдано уже два коттеджных поселка –
«Глубокое озеро» и «Правдинское озеро», - говорит руководитель отдела
продаж компании «Объединенные ресурсы» Анна Прохорова. - Изначально все
наши клиенты покупали недвижимость для себя, а не для инвестиционных
спекуляций, поэтому со вторичными продажами мы столкнулись только в
момент кризиса. Максимальная сделка по вторичной продаже земельного
участка произошла в июне 2009 года и составила 9 млн рублей за видовой
участок на берегу Правдинского озера. На сегодняшний день объем
вторичной недвижимости составляет 10% от всего пула продаваемых
объектов. За последние месяцы нами или напрямую клиентами было продано
6 земельных участков и один с домом. Перевес в пользу продажи только
земельных участков говорит о том, что инициаторами вторичных продаж
становятся те клиенты, у которых нет возможности найти денег или
получить кредит на строительство дома».
По словам Анны Прохоровой, в период кризиса активно
продавались видовые земельные участки, на которые даже не приходилось
снижать цену. При этом еще в январе 2009 года ее компания провела
акцию, снизив цены на ряд земельных участков в новом коттеджном поселке
«Лемболово-парк» на 30%. Однако, никакого отклика не получила. «Спросом
продолжают пользоваться самые хорошие и дорогие участки», -
подытоживает Анна Прохорова.
По данным аналитика загородного рынка Светланы
Невелевой, на вторичном рынке сегодня есть предложения от таких
застройщиков как «Петростиль» (проекты «Корабельные сосны» и «Горки
Спб»), «Стинком» (поселок «Зайчихино»), у «Пулэкспресса» (поселки
«Борисово» и «Золотые пески»).
|